Домой ОРТ Сказка для взрослых, или как молча удивить всех

Сказка для взрослых, или как молча удивить всех

0

Киноклуб «Современник» открыл юбилейный сезон фильмом супругов-режиссеров Алексея Чупова и Наташи Меркуловой. 13 января в большом зале ОКЦ они представили рыбинцам картину «Человек, который удивил всех».

В Рыбинск режиссер Алексей Чупов приезжает во второй раз. Несколько лет назад он показал членам и посетителям киноклуба полнометражный фильм «Интимные места». Это была первая работа супружеского дуэта. В этот раз они предложили зрителям поразмышлять на темы жизни и смерти, смирения и безграничного желания жить, слабости духа и силы воли. После просмотра рыбинцы смогли высказать свое мнение и поговорить с режиссером о фильме и его героях.

Мнения, как это часто бывает, разошлись. Одни увидели фильм о настоящей любви и крепких семейных отношениях, другие — картину о желании жить вопреки обстоятельствам. Но нашлись и те, кто пытался разглядеть скрытый смысл: гомосексуализм, провокацию онкологических больных и даже глумление над христианством.

— Это же очень хорошо, когда у людей возникают разные ощущения после просмотра. Не всегда вкладываются режиссерами те смыслы, которые люди воспринимают. И это прекрасно. На наш взгляд, кино — это не проповедь, авторское кино — это скорее сеанс сложности, где люди приходят для того, чтобы получить пищу для размышлений. По поводу нашего фильма было высказано много версий, и на встречах со зрителями нас спрашивают, что же мы все-таки имели в виду. Я считаю, что нет смысла разрешать такие споры и указывать дидактически то, что мы хотели сказать. Каждый увидел свой смысл. У нас был в фильме фрагмент, в котором, как нам показалось, объяснялся смысл в разговоре двух персонажей, но мы решили его убрать, чтобы это не было слишком прямолинейно, — рассказывает Алексей Чупов. — Моя жена Наташа закладывала в этот фильм тему контроля. Нельзя все держать под контролем, иногда нужно уметь отпускать. Ведь зачастую этот контроль нас губит. Мне же была интересна тема, насколько далеко может зайти человек в битве со смертью. Конечно, мы предполагали, что люди найдут различные трактовки.

Снимать новый фильм планировали в Сибири. Авторы хотели передать сельский быт, сибирский шаманизм и глушь северных лесов. Но бюджет фильма не позволил реализовать задуманное, поэтому остановились на Тверской области. Съемки прошли в деревне Каблуково.

— Наташа была расстроена тем, что мы снимали не в Сибири. В результате в тверском лесу мы по кусочкам собирали Сибирь. Дом, в котором живут герои, с парадного входа обычный, с наличниками на окнах. Поэтому мы оборудовали его с задней стороны, где одни бревна, сарай и огород. Он стал похож на сибирский дом, — рассказывает режиссер.

Идеей для создания нового фильма послужили детские воспоминания Натальи Меркуловой.

— Моя жена родилась и выросла в сибирской деревне, практически в такой же, как показана в фильме. Она провела там детство. Весь быт сибирской семьи списан с ее воспоминаний. Отец героини, которого сыграл Юрий Кузнецов, списан с Наташиного дедушки Коли, — рассказывает Алексей. — Живя в Сибири, Наташа слышала историю о том, что один человек пытался вылечить рак. Он ушел жить в лес и представлял себя женщиной, чтобы обмануть смерть. Чем закончилась история, неизвестно. Когда мы стали супругами, она рассказала мне эту историю. Так родился сюжет к фильму, — говорит Алексей Чупов.

Режиссеры воспроизводят в фильме вымышленную историю про селезня, который в страхе от приближающейся смерти прячется среди уток. Ее сибирская шаманка рассказывает главному герою. Так в фильме появляется человек, который удивил окружающих, — переодетый в платье, с накрашенными губами и сумкой на плече мужественный егерь из Сибири. Такой персонаж в сельской местности, где мужики в фуфайках и резиновых сапогах с папиросой в зубах и сельским матерком, вызывает чувство отвращения. Почему этот максимально закрытый и гордый человек вдруг решился надеть колготки и платье, так и останется для всех окружающих загадкой до конца фильма.

Главным было не переборщить с перевоплощением героя, считает режиссер. Поэтому приняли решение отказаться от яркого мейкапа и париков.

— К выбору актеров мы всегда подходим очень серьезно. В этот раз кастинг шел долго, потому что перед нами стояла непростая задача. Нам было необходимо, чтобы герой, который появляется на экране, во-первых, не вызывал никаких сомнений в том, что это сильный мужик, и, во-вторых, чтобы он мог перевоплотиться и показать женственность. Изначально было очень сложно найти такого актера, потому что, те, которые приходили на кастинг, могли играть либо первую часть, либо вторую. И последних было большинство. Мужественных актеров без примеси чего-то женского мало, — рассказывает Алексей Чупов. — Евгений Цыганов очень много работал над собой. Ему даже пришлось похудеть. И когда искался для него женский образ, то сначала пробовали с париком, макияжем, но нам это не очень нравилось, потому что получался трансвестит. И это было не то, чего нам хотелось достичь в фильме. Он проделал большую работу, чтобы показать то, что мы хотели.

После перевоплощения главный герой принимает «обет молчания» и не произносит до конца фильма ни одного слова. Лишние объяснения здесь и не нужны. Слова могут обернуться против него. Просто бери и делай. В неведении остается и жена Наташа, роль которой сыграла Наталья Кудряшова. Однако это ей не помешало принять его таким, пусть и не сразу.

— Принятие без понимания — это, наверно, и есть высшая форма любви и терпимости, — считает режиссер.

Сегодня тема онкологии настолько актуальна, что стала привычной для общества. Только кто-то готов сложить руки и лечь в гроб, а кто-то пойти на неординарные меры. Почему бы и нет? Тем более когда на кону еще полжизни и любимая семья.

Наталья Карпова:

— Это тот фильм, после которого невозможно сразу сделать какие-либо выводы. Я даже не могу определиться со своими эмоциями. После просмотра хочется посидеть, поразмышлять над действиями главного героя. В целом фильм мне очень понравился. Весь фильм я просидела в напряжении и вздохнула первый раз только тогда, когда он закончился.

 

Алексей Широков:

— Меня никак не тронуло то, что мужчина, пытаясь спасти себя и боясь за свою семью, готов на такие неординарные поступки. А как бы поступили мы в этой ситуации? Кто-то готов умереть мужиком, кто-то нет. Я не готов судить главного героя. Фильм интересный, в котором невозможно было предугадать финал.

 

Борис Крейн:

— По-моему, фильм «умственный», в нем более или менее ясно читается умысел, о котором можно много рассуждать, но не сопереживать. Он четко вписывается в череду — если не сказать «сериал» — российского арт-хауса, продолжая «Нелюбовь», «Сердце мира»… Основные персонажи таких картин скорее привлекают умеренное внимание, чем рождают душевный отклик. Здесь, например, единственный, кто вызывают сочувствие, — это Наталья, жена героя, обаятельно сыгранная Натальей Кудряшовой. Перелом бытового сюжета в трагифарс, снимая житейские мотивировки, должен убеждать логикой иносказания.

 

Алена Языкова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.