Домой Культура Возвращенные к жизни

Возвращенные к жизни

0

В этом году в Рыбинске откроется уникальный музей фортепиано. Уже сейчас в стенах Красного гостиного двора появились около двадцати его будущих экспонатов: рояль «Эберг» 1840-х годов, «Блютнер» 1901-го, пианино и рояль Плейель, любимой фирмы Шопена. Все эти редчайшие инструменты собирал по миру на протяжении долгих лет московский коллекционер и реставратор Алексей Ставицкий. Пока идет активная подготовка к торжественному открытию, а двери закрыты для посетителей, мы напросились в гости, чтобы познакомиться и с основателем музея, и с его коллекцией.

— Алексей, почему именно в нашем городе вы решили создать музей фортепиано? Отмечу, первый в России.

— Россия — огромная страна, почему же все должно находиться только в Москве и Санкт-Петербурге? В Рыбинск меня, можно сказать, привлек Кирилл Егоров (Кирилл Егоров — рыбинский историк, искусствовед — прим.ред.) благодаря своему увлечению музыкой. Любить и знать свой город так беззаветно, как он, дорогого стоит. И я считаю, что это судьба. Я был в Рыбинске в 2014 году со своим другом, известным музыковедом Федором Софроновым. На тот момент у меня уже была коллекция из 40-60 инструментов и, наверное, больше сил на создание музея, но тогда как-то не сложилось.

— Сейчас вам это удалось. Каким вы видите свой музей?

— Я постоянно буду стараться менять экспозицию, и если получится, то мы его расширим. Надеюсь, сюда будут приезжать мировые звезды и проводиться концерты. Пианисты очень любопытные люди, и их всегда интересует что-то новое. Этой зимой я хочу привезти в Рыбинск большой орган. В музее мы также планируем сделать лекционный зал, где будем рассказывать об истории музыки и великих музыкантах. Каждый инструмент в этом зале со своей судьбой. Подойдя к каждому из них, можно рассказывать об исторических событиях и людях.

— Алексей, давайте поговорим о вас. Знаю, что вы сами — музыкант. Почему не пошли по этому пути и не стали профессиональным музыкантом, а выбрали работу настройщика?

— Я долго работал музыкантом, но это уже было противоборство двух профессий. Я изначально был влюблен в фортепиано. Но заниматься игрой на нем стал поздно. Благодаря знакомству моей мамы с Натальей Васильевной Благой — женой известного композитора Дмитрия Благого — я попал в школу искусств. Услышал, как играет флейта, и стал на ней заниматься. Но фортепиано не бросал. В музыкальном училище у меня была знаковая история: я сдружился и брал уроки по настройке у Александра Яковлевича Ложкина — музыканта и настройщика, который десятки лет поддерживал инструменты в училище при консерватории. Он меня научил основам ремесла, и потом я пошел развиваться сам. Из рядового настройщика превратился во владельца собственной мастерской, которой в следующем году будет тридцать лет.

— Каждый ли может научиться работе настройщика или без особого таланта и исключительного слуха это невозможно?

— В Рыбинске я планирую обучать людей реставрационному делу. Это для меня очень важно. Но я прекрасно понимаю все трудности, которые меня ждут. У меня уже достаточно много учеников. Несколько работают на международном уровне. Один из них — настройщик двух главных концертных залов Москвы, другой имеет свою мастерскую. У меня был рекорд, когда я за три или четыре месяца научил человека с нуля настраивать инструмент и устроил на работу. Он сейчас успешно работает в одном из городов. Но это действительно люди талантливые, и, как правило, их немного.

Настройщик — это ремесленная профессия, и чем шире в этой области специалист, тем он образованнее, а значит, больше нужен стране. Обслуживание фортепиано — это большой набор музыкальных, слуховых, тактильных навыков, умение работать с деревом и металлом. Это некое внутреннее чувство, которое у человека должно быть изначально. В настоящее время есть несколько школ настройщиков, но эта сфера дискредитирована, потому что сейчас такое время, когда люди стараются прежде всего зарабатывать деньги. Поэтому если у меня получится создать в Рыбинске школу, то я буду обучать бесплатно — это моя позиция.

— А какой первый инструмент попал в ваши руки, когда вы уже были реставратором?

— На протяжении двух лет я занимался на фортепиано, но дома у меня его не было. И лишь спустя два года, мама приобрела мне дореволюционное пианино Циммермана. Он был в тяжелом состоянии. Старинный инструмент с клавишами из слоновой кости и с подсвечниками. Его бока были поедены жучком. Но оно было мне дорого. Потом я его отреставрировал, но, к сожалению, в девяностых годах мне пришлось его продать. Возможно, тогда у меня было легкомысленное отношения, сейчас бы я его ни за что не продал. Потом в 90-х у меня начала работать моя мастерская, магазин, стали заниматься музыкой дети. И один из инструментов, на котором они учились, сейчас является одним из первых в моей коллекции.

А вообще в нашем деле есть два пути — коммерческий и исторический. Десятки тысяч инструментов были искалечены людьми, которые их ремонтировали. И сейчас надо спасать их. Нам важно показать не столько внешний вид, сколько звучание. В Европе вычищают инструменты и делают абсолютно новыми. Это безумие. И когда я беру очередной инструмент и вижу это, то сердце обливается кровью. Сегодня люди не понимают ценности звучания старинных инструментов. Очень многое обесценено стремлением человечества к ярким вспышкам, к взрывам, а что-то тонкое, тихое, как стихи, которые немногословны и не громогласны, остается в тени. Для себя я выбрал исторический путь и пытаюсь ему следовать. Не всегда получается, но я его вижу.

— Сегодня сколько в вашей коллекции инструментов? И есть ли среди них тот, которым вы особенно гордитесь?

— Сейчас в коллекции около ста инструментов. У меня есть инструмент 1895 года, который принадлежал Натану Львовичу Фишману — советскому музыковеду, пианисту. И я бы хотел создать некие мобильные бригады, которые бы ездили с миссионерским назначением — возили этот инструмент по стране, чтобы музыканты могли на нем играть.

Этот инструмент может и сейчас выдержать современные нагрузки. Я его делал, как последний раз в жизни. Была проведена огромная реставрационная работа. Правда, удалось не все, но это было мое глубокое душевное вложение.

Рояль Blüthner предоставила Татьяна Балаховская, которая руководит музеем Петра Капицы в Москве. Это просто изумительный инструмент. И он, пожалуй, больше нравится пианистам. Пианино «Красный Октябрь», напротив, является не самым любимым среди музыкантов и настройщиков, но для меня оно дорого, потому что из тыквы оно все-таки превратилось в карету, и любая Золушка может почувствовать себя принцессой за этим инструментом. С инструментами, как и с детьми — нелюбимых быть просто не может.

— Как ваши близкие относятся к решению открыть музей в Рыбинске?

— Сейчас моя главная задача здесь, и пока мне придется жить на два дома. Моя семья — это, прежде всего, мастерская и мои родственники, которые там живут. У нас дружная компания, и, конечно, они все меня поддерживают. Чтобы суметь перекладывать свои силы с одного места на другое, должны сойтись звезды, и сейчас они показывают, что здесь я нужнее.

— Сейчас все больше мы видим и слышим звучание не классических пианино или роялей, а электронных. Как вы к этому относитесь?

— Это некий эстетический выбор, упрощение нравов, и не более того. Сейчас идет среди пианистов некое деление — аутентистов и современников. В нашей среде фортепьянная тема достаточно тяжелая, но я считаю, что все придет к такому единому ключу, когда все выравняется и «каждой сестре достанется по серьгам». Я потихонечку ушел из мира современного фортепиано, потому что достиг и показал там все, что мог. А что касается настройки инструментов, то разницы особой нет. Иногда старинный инструмент настраивать даже проще.

— Не могу не спросить, а какую музыку любите вы?

— Вместе с музыкальным образованием у тебя автоматически появляется встроенный плеер. Меня посещают мелодии, когда я просыпаюсь и засыпаю. Сейчас очень странное время для музыки, все это ощущают, но стараются не замечать. Я люблю хорошую музыку. Отдаю предпочтение композициям, которые создавались до 20 века. Они более трогательные, в них больше надежды. Громкий звук для музыканта и настройщика — это беда, это разрушение слуха. Так как я работаю со звуками, то понимаю, насколько это тонкая система, поэтому берегу ее.

Открытие музея фортепиано состоится 7 декабря.

Алена Языкова

Предыдущая статьяПрогноз погоды в Рыбинске на 21 ноября
Следующая статьяЖительница Рыбинска стала победительницей «Вокального триумфа»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.