Огромный крупный детина с молотом в руках у горна – так, очевидно благодаря русским сказкам детства, в моем представлении сформировался образ типичного кузнеца. А под силу ли мне, хрупкой девушке, такое ремесло? С большим интересом приняла предложение побывать в кузнице, чтобы попробовать себя в этой непростой профессии.
— Лучше переоденься — помещение кузни неотапливаемое, замерзнешь, да и искры летят, — заботливо предупреждает мастер кузнечного участка Александр Савельев. И тут же предлагает переоблачиться в свою рабочую куртку и перчатки. Вид у меня совершенно не гламурный, но глаза прямо светятся от азарта новых ощущений.
О моем визите рабочие были уведомлены, но практически никто не замечает моего присутствия. Кузнецы скрываются под защитными масками и очками от камеры фотоаппарата. Здороваюсь, но никто этого не слышит. Радиоприемник в углу ежесекундно заглушают шум станков, лязг металла и дребезжащий звук болгарки.
Александр показывает второй цех. Здесь располагаются главные орудия кузнечного труда — многофункциональные станки, молот, тонны висящего на стенах железа, различные приспособления. Посредине стоит пышущий жаром горн.
Всегда начинают с простого — мы решили изготовить кочергу. Вначале все операции с металлом показывает сам хозяин. Железный прут помещается в горн, затем раскаленный докрасна металл помещается в молот — машину ударного действия. Моя работа пока заключается в его запуске. Жму на зеленую кнопку, и оглушающий шум молота еще сильнее цепляет мое внимание.
Снова калим заготовку, теперь расплющенный металл вставляется в приспособление спиральной формы — улитку и поворачивается. Железо гнется, как пластилин, и вот уже у будущей кочерги появляется завиток. Недочеты Александр устраняет молотком, делая удобную ручку-держатель.
Следующим этапом изготавливается пятка кочерги. После охлаждения ручки другой конец заготовки вновь раскаляется в горне и отправляется в молот. Нажимая на педаль, Александр регулирует мощь удара. Нажатие должно быть плавное, как у сцепления автомобиля — от сильного удара железо можно превратить в лепешку. Молот стучит часто. Вспоминается поговорка «Куй железо, пока горячо». Деформируемую часть изделия нужно успеть обработать с разных сторон, пока металл не остыл.
Вот, собственно, и весь процесс изготовления такого бесхитростного предмета, как кочерга. Со стороны мне показалось легко. Неужели не справлюсь — думаю я, и получая новую заготовку в руки, отправляюсь к горну.
Как поясняет Александр, нет ни одного станка или машины, у которой можно спокойно ждать результата. Рабочий постоянно должен контролировать процесс.
Вот и в горне нужно регулировать компрессором подачу воздуха для поддержания оптимальной температуры. Следить за количеством угля в печи, подкидывая его и шевеля. Максимальная температура в горне достигает 1300 градусов. Важна золотая середина — при низком разогреве с металлом не поработаешь, а перегреешь — железо может расплавиться.
Александр помогает мне определить нужную температуру. Без промедления бегу включать молот.
— Важно держать металл под нужным углом, — подмечает наставник. — Поставишь высоко — железо может отрикошетить на тебя. Прижмешь заготовку низко — останешься без руки.
Александр ехидно смеется, а у меня начинают дрожать руки. Нажимаю педаль, и боёк бьёт по раскаленной заготовке. По командам «учителя» переворачиваю заготовку несколько раз. Конец кочерги получился неровный и больше не поддается деформации. Железо остыло. Добиться нужного результата удалось с третьего раза. Зато завиток в улитке почти сразу получился.
Процесс ручной ковки очень зрелищный. Удивительно, как холодный твердый металл вдруг начинает гнуться в твоих руках. Можно часами наблюдать, как вспыхивает и искрится огонь в печи, краснеет железо в горячих языках пламени, как, поблескивая переливающимися огоньками, металл меняет форму от удара молотка.
А какие красивые эксклюзивные вещи делает кузнец. Проходя по помещениям кузницы, замечаю мангалы на колесах и резными ножками-ветвями, целые мангальные зоны, будущие детали кованых качелей и даже флюгер. Что-то он мне напоминает. Конечно, я видела такие в старом центре города. Многие вещи попадают сюда на реставрацию.
Кузнечная фирма Александра существует уже порядка 15 лет. Многие заказы красуются в разных местах города. Это ограждение пруда и ученый кот на цепи в Карякинском парке, надымники на Красной площади, флюгеры на пивзаводе, сувенирные палатки на набережной, а также кронштейн для мемориала «Колокол памяти» на здании железнодорожного вокзала Ярославль Главный.
Как и положено мужчинам, для души кузнецы любят изготавливать макеты оружия. Стрелять оно, разумеется, не может, но выглядит как настоящее. Такие изделия часто заказывают музеи, военно-патриотические организации. Так, в прошлом году мастера сделали макет пулемета для Музея Карельского фронта в Беломорске.
Замечаю на столе бутон розы и предлагаю сделать цветок. Оказывается, чтобы создать такую милую вещицу под руководством мастера, потребуется целый день. Столько времени у меня нет, но все же часть цветка — листья — Александр предложил сделать.
Для их изготовления берутся готовые детали, похожие на капли. Их получают на станке плазменной резки. В компьютере программируется форма, размер будущего изделия. Здесь можно изготовить огромное количество нужных деталей.
Листья делаю также на молоте. Раскаленные в горне детали достаются щипцами. Затем с прежней прытью нужно успеть поместить их в специальную форму и ударом молота придать объем и нужную форму. Штучные детали для изделия проще сделать вручную, а когда их требуются сотни, то на помощь приходят многофункциональный станок и всевозможные приспособления, ускоряющие и облегчающие работу.
— Кузнец — это прежде всего художник и фантазер, — замечает в разговоре Александр Савельев. — Это не просто мускулистый дядька, который стучит по железяке. Это творческая профессия.
Среди заказов встречаются вещи тонкой работы. Это настенные часы из металла под дерево, птичья клетка с кормушкой, кованые букеты. Наверное, многие видели в фойе ДК «Авиатор» железное дерево с подсветкой. Если присмотреться — на ветвях еще можно увидеть гнездо с птицей. Все это результат трехмесячного труда в стенах этой кузницы. Подобные вещи здесь создает кузнец с брутальной внешностью Александр Беляев.
— Очень люблю делать в подарок для жены кованые розы, — делится кузнец. — Только жена не высоко ценит такие подарки и предпочитает живые цветы.
За четыре года Александр Беляев научился делать такие сложные изделия, которые бывают не под силу мастерам и с большим стажем работы. Все из-за большого желания и неоспоримого таланта. А пришел он сюда сварщиком.
Среди нынешних кузнецов представители совершенно разных в прошлом профессий. Столяры-краснодеревщики, электрики, радиотехники, механики и даже повара. Никогда не узнаешь где твое призвание, пока не попробуешь.
Задумываюсь, не переквалифицироваться ли мне в кузнеца. Кованые изделия высоко ценятся, а значит, и зарплата должна быть достойная. Однако главным критерием, замечают мои собеседники, является желание и, конечно, умение пользоваться обычным инструментом. А ведь я не то что дрель или болгарку, и молоток-то в руках не держала. Поэтому ковкой пусть занимаются настоящие мужчины.
Наталия Колесова