Считаете, что корзинки и лапти уже не актуальны? Ошибаетесь. Плетеные игрушечки рыбинского мастера Владимира Драчева сегодня становятся и домашними украшениями, и спутницами грибников, а то и на сцену попадают!
А дудочки… дудочки звучат!
Морозный воздух ответил эхом
С чего началось увлечение дудочками?
— В детстве кто-то рассказал мне, как из ивовой палочки можно сделать свисток, – вспоминает Владимир. — Много лет прошло, прежде чем я решил это дело вспомнить — и не получилось. Полез в интернет и загорелся идеей создания дудочки. Просверлил сквозную дырку в палке — это, кстати, не так просто, нужно длинное сверло, чтобы из одного конца палки точно через центр попасть в другой. Сделал отверстия для пальцев как попало, без науки. И зазвучала дудочка. Играю на ней до сих пор.
Со временем Владимир освоил программы для настройки инструментов и начал заниматься изготовлением дудок, затем перешел на окарины. Но не актуальны теперь такие изделия.
Встретить Владимира можно на Красной площади в День города – среди целого вороха корзин, лаптей, картузов, шляп и прочих «плетенок». И дудочек, конечно. Причем ни одной похожей вещицы там не было – можно подумать, что их не один мастер делал, а сразу несколько.
— А может это я не один человек? — задается вопросом мой собеседник. — Может, все это создавали разные мои воплощения?
Владимир ничего не сочиняет, все его музыкальные записи, как он считает, даже импровизацией не назовешь. Играет сам себе, пока кашеварит.
— Мелодии рождаются спонтанно, я их записываю на компьютер, потом обрабатываю — вот и все. Иногда пытаюсь что-то определенное сделать, допустим, чтобы было побольше эха и получался какой-то Pink Floyd.
Свои дудочки Владимир дарит друзьям, и профессиональные музыканты тоже любят его изделия.
— У меня есть сделанные Владимиром Драчевым две свирели, две деревянные окарины и двойная продольная флейта из трубок ПВХ. Использование этих инструментов всегда вызывает большой интерес аудитории — и взрослой, и детской, — рассказал нам музыкант Владимир Хробыстов.
Корзинки, полные секретов
— Плести меня научил Юрий Владимирович Романов, известный рыбинский мастер, — вспоминает Владимир. — Уже после первого занятия я побежал за лозой, и сразу что-то получилось.
Плетет Владимир не только из лозы, но и из коры.
— Кора – материал очень интересный, — считает мастер. — Она похожа на бересту, не ломается при плетении, и запах у коры приятный. А изделия получаются очень красивые… нет, даже не так — они отличаются от всего другого, что можно плести. Но есть особенность: после высыхания кора изменяется в размерах, и в изделии появляются дырочки. По той же причине, когда плетешь корзину из неочищенной лозы, нужно дать изделию высохнуть, а потом уплотнить изделие. Так что по сравнению с белой лозой технология в одном месте упрощается, в другом усложняется. Вот наплел! — смеется мастер.
А палки, остающиеся после снятия коры, тоже идут в дело — из них Владимир мастерит самобытную мебель.
Вы спросите: а как же ивушки, не приносит ли им вреда заготовка лозы? Отвечаем: нисколько.
— Самая лучшая лоза растет на речках, где ее бобры грызут, и под линиями электропередач, где кусты обрезают электрики, — объясняет Владимир. — То есть это в любом случае обреченная лоза. Природе никакого вреда нет, наоборот — после обрезки кусты начинают давать новые побеги.
Однажды мастер попробовал плести из тетрапаков.
— Это то же самое, что кора или береста, только ненатуральный материал. Бересту заготавливать не очень-то охота — деревья портить придется. Коры ивовой зимой нет. Поэтому взялся за тетрапаки. Кому-то такие изделия даже интересней кажутся.
Владимир стал участником акций РСО от группы РыбинскЭкоЛайфхак и провел несколько мастер-классов по плетению из тетрапаков.
— Но долговечности у таких изделий нет, в итоге все равно попадут на помойку. Поэтому занимаюсь ими все меньше и меньше.
Приезжайте к нам в Козицино!
Здесь воздух чистый, на свалку никто ничего не выбрасывает — и она зарастает потихоньку. А звери и птицы готовы дать интервью в ближайших зарослях. Здесь находит Владимир материал для своих изделий и темы для ночных размышлений.
— Однажды не спалось мне ночью, взял карандаш, бумагу и начал записывать. Сначала про детство — как собирались бабушки на лавочке в проулке, как общались соседи в ожидании машины-«мусорки». Сейчас этого нет. Или вот про грибы, например. Бабушка водила нас в лес за грибами. Мы собирали их, дома чистили, все очистки собирали в корзинку, и в следующий раз, когда шли по грибы, мы эту корзинку брали с собой и высыпали в лесу, чтобы однажды на этом месте опять грибы выросли. Я иногда шучу, что грибов в лесу не стало оттого, что мы очистки выбрасываем где попало. Кстати, в интернете я про такой обычай ничего не нашел. Надо самим писать, — в шутку говорит Владимир.
Но все серьезно — и он пишет. Изучает свою родословную, ищет сведения, связанные с местами обитания предков. И ведет группу «Мастерская Козицино», в которой рассказывает обо всем этом, делится секретами мастерства и выкладывает фотографии — как у них там, вдали от города живется, в деревне Козицино, где можно невзначай столкнуться с лисичкой или кроншнепом. И хотя писательство свое Владимир пока считает дилетантством, главное — сохранить эти бесценные памятки для людей.
А однажды Владимир взял и организовал «квартирник».
— Есть такой ижевский музыкант, Сергей Ищенко, мой двоюродный брат, мы его давно приглашали в Рыбинск. А в тот раз ему было по пути в рамках тура — и вот 16 апреля прошлого года мы решили сделать «квартирник». По счастливому стечению обстоятельств к Сергею присоединилась Умка (Анна Герасимова, известный российский автор-исполнитель), и получился совместный квартирный концерт. Местом проведения выбрали мою квартиру, и хотя опыта подобного у меня не было, все получилось замечательно. Увидеть музыкантов с очень близко- го расстояния — это многого стоит.
Но на все идеи времени не хватает.
— Я вот думаю: что такое нужда? Нужда – это когда нет времени, когда нужно что-то делать постоянно, находиться в движении, а на самое важное времени не хватает.
Как же быстро пролетела наша беседа — а столько еще хотелось обсудить! Поговорить о Рыбинске, о старинных названиях и новой музыке, о прошлом, которое Владимир вплетает в свои рассказы, о настоящем, которое заплетает в тугие косы из лозы. Значит, однажды мы все снова встретимся — там, у «врат зари», где поет звонкая дудочка.
Наталья СИДЕЛЬНИКОВА