«Я видела отчаяние в глазах врачей…» Ковид, неожиданно превративший нашу жизнь в поле боя, помог нам выявить слабые места и сильные стороны. И нашими защитниками оказались не только мужчины, но и хрупкие женщины в медицинской униформе. Под натиском «короны» нам без них не устоять.
Ольга Горбунова, медсестра
Оля работает в отделении онкологии и гематологии городской больницы № 1, и в силу специфики своей работы, воспринимает ковид очень серьезно.
— С появлением вируса проблем, конечно, стало больше, — признается Ольга. — Основное внимание уделяют ковиду, а про другие серьезные «болячки» как будто забыли. Возникают сложности со сроками поставки некоторых противоопухолевых препаратов, пациентам приходится ждать. У нас и раньше не хватало врачей и среднего медперсонала, а теперь это ощущается еще сильнее — у многих ковид. Один терапевт работает на несколько участков, а бывало, что один терапевт обслуживал, как мог, всю поликлинику. Очереди в больницах по утрам огромные, в общем, продолжать можно долго. Все старые проблемы осложнил ковид, и над этим не работают сейчас. Все заняты статистикой по вакцинации и выписыванием электронных больничных ковидным больным.
Ольга считает, что отношение к рекомендациям врачей у людей очень неоднозначное.
— Думаю, что наши пациенты с гематологией и онкологией более осознанные. Натерпелись, наверное. Среди прочих пациентов есть такие, которые просто не понимают, что ношение масок, соблюдение дистанции тоже значение имеет. От нашей осознанности и зависит наше здоровье. И осознать мы должны все, иначе усилия медиков бесполезны.
Конечно, Ольга прививалась сама и убедила в необходимости вакцинации свою семью.
— Все прошло нормально. Было страшно — любая вакцинация это риск, — объясняет медик. — И это нормально. Но последствия осложнений после ковида более коварны, чем мы думаем. Заразность вируса огромная и заболеть можно где угодно, так зачем рисковать? Сейчас болеют по третьему кругу те, кто не прививался. Кто вакцинирован, болеют легче, практически без симптомов.
— А если забыть о том, что Вы медик, и просто вспомнить эти два года — чему они Вас научили, как изменились взгляды на жизнь?
— Вирус показал, какие мы «люди». Мне кажется, надо быть добрее друг к другу, постараться сделать хотя бы то, что зависит от тебя самого, — считает Ольга. — Я видела в глазах врачей даже отчаяние, незнание этого вируса всех выбивало из колеи. Даже самые грамотные специалисты в своей профессии не могли ответить на вопросы по ковиду. И это страшно. Какое-то чувство незащищенности появилось. Так что забыть, что я медик не получилось, — улыбнулась моя собеседница.
За эти долгие два года Ольга старалась помочь всем, кому могла. Ведь у некоторых родных, друзей и знакомых была просто паника. И, пользуясь случаем, мы приносим огромную благодарность Оле и всем ее коллегам, всем медикам, которые, несмотря ни на что, стараются победить этот коварный вирус.
Ирина Шибаева, мама троих детей
Когда первые звоночки о новом вирусе поселили тревогу в нашей более-менее устоявшейся жизни, Ирина была беременна.
— Это было очень напряженное время, больше морально. И ничего плохого о нашем здравоохранении сказать не могу. Я тогда постоянно ходила по врачам, очередей нигде не было. Да, плановые приемы в то время не осуществлялись, и тем, кого это коснулось, конечно, было плохо. Но в женской консультации всегда принимали быстро, как будто только меня и ждали.
Болезнь Ирину не затронула — и это самое главное.
— А в роддоме были просто идеальные условия! — продолжает Ирина. — Все мыли, прибирались, чистили, несколько раз в день проветривали помещения, еду приносили прямо в палату — вот ничего плохого не могу сказать, честно.
И потом, когда Ира оформляла документы на своего малыша — все прошло так же быстро.
— Естественно, я заблаговременно записывалась, и в ЗАГС, и в МФЦ. Все сделали оперативно.
Анна Геннадьевна, инвалид
— Помню, что в самом начале пандемии у меня было какое-то чувство досады от всего происходящего: почему не закрывают границы, почему люди не носят маски, почему так несерьезно воспринимают ситуацию? Теперь ко всему уже отношусь спокойно.
Анна Геннадьевна часто бывает в поликлиниках, и госпитализацию пришлось перенести в самый пик первой волны пандемии.
— И не из-за ковида, а по основному заболеванию. Поэтому я с самого начала знала про ковид больше, чем здоровые люди. Видела его последствия — а у «хроников» они куда серьезнее, чем у других. У людей отнимались ноги, обострялись все «болячки». Поэтому те, кто не хочет защитить себя от вируса, ставят под угрозу еще и здоровье пожилых и хронически больных людей. Но не задумываются об этом.
Медицинский персонал, считает Анна Геннадьевна, делает все, что может, и даже больше.
— Ведь с самого начала медикам пришлось работать в условиях, к которым никто не был готов. А пациенты этого не понимали. Не раз я была свидетелем скандалов в очереди в регистратуру: люди сердились, что не могут попасть к врачу в то время, когда им хотелось. Но сколько врачей на больничном! И зачем срывать досаду на администраторах? А какая дополнительная нагрузка навалилась на медсестер, уборщиц — низкий им поклон!
И это, пожалуй, главное, чему нас научил ковид. Врачам сейчас приходится тяжелее всех, они чаще других болеют, они в ответе за все. Медики каждый день живут в этом жестоком уравнении со множеством неизвестных. Попробуем им помочь?