210 лет назад, 24 (12-го по старому стилю) июня 1812 года, в Россию вторглась 610-тысячная армия «двунадесяти языков» во главе с императором французов Наполеоном I Бонапартом. Государь-император Александр I объявил эту войну Отечественной. Она завершилась 26 (14) декабря 1812 года изгнанием неприятеля из Отечества. Рыбинцы способствовали победе над врагом и освобождению Европы от французского владычества.
Рыбинцы ополчились на супостата
Представители дворянских родов, чьи усадьбы были в Рыбинском и Мологском уездах, покрыли себя неувядаемой славой в боях с врагом. Примером тому служат Иван Алексеевич и Александр Алексеевич Мусины-Пушкины, отличившиеся в боях за Родину и при освобождении Европы.
В Ярославской губернии во исполнение Высочайшего Манифеста от 6 июля 1812 года о созыве народного ополчения проходил набор ополченцев. Ярославское ополчение возглавил губернский предводитель дворянства, отставной полковник Яков Иванович Дедюлин. Помещикам надлежало направить в его состав по 1 человеку от 25 крепостных душ. Набралось более 11318 ополченцев, в том числе из Рыбинского уезда поступило 757 ратников, а вместе с Мологским и Пошехонским уездами – около 3000. Из них было создано пять полков: два пеших казачьих, два егерских и конный казачий.
Упомянутый 1-й конно-казачий полк был сформирован графом Матвеем Александровичем Дмитриевым-Мамоновым на собственные средства из числа крепостных крестьян Арефинской волости Рыбинского уезда, а также добровольцев. Рыбинские казаки под его командованием участвовали в Заграничном походе в 1813 – 1814 гг. на территории Германии и Франции.
Ярославские ополченцы вместе с московскими сначала встали заслоном на тракте из Москвы к Ярославлю, а в октябре 1812 года между Клином и Тверью перекрыли дорогу, ведущую из Москвы к Санкт-Петербургу. В ноябре 1812 года Ярославское ополчение в составе русской армии преследовало отступающего недруга. В 1813 году в ходе Заграничного похода наши ополченцы участвовали в боях под Данцигом и Ландау в Пруссии.
Рыбинские купцы и мещане пожертвовали на сбор ополчения 20697 рублей, сверх того «они внесли натурой муки на 7100 рублей». Особо были отмечены свыше 60 купцов, «кои в 1812 году имели пожертвования на защиту престола и Отечества». Шестеро из них удостоены бронзовой медали на ленте Ордена Святой Анны.
Рыбинцы не жалели своей доброты и участья
В сентябре 1812 года – после Бородинского сражения и последовавшего за ним оставления Москвы русской армией – рыбинцы приняли беженцев из Москвы и Подмосковья. Горожане делились с изгнанниками жильем и хлебом.
В Рыбинск доставили более 2000 раненых солдат и офицеров – участников Бородинского сражения. Их разместили в военном госпитале, открытом в приспособленных для этого помещениях Мучного гостиного двора. Наряду с русскими воинами, там лечили и пленных солдат Наполеоновской армии.
Осенью 1812 года в Ярославскую губернию доставили военнопленных, в том числе 3 генералов, 8 штаб-офицеров, 88 обер-офицеров и 8949 нижних чинов. С 15(3) по 31(19) октября 1812 года через Рыбинский уезд проследовало три партии военнопленных – всего 447 человек. Они временно содержались в деревнях Левино, Панфилово, Оленинское (ныне городская черта). Местные жители не выказывали им злобы, наоборот, при случае подкармливали и снабжали одеждой терпевших лишения вояк Великой армии.
Рыбинский полицмейстер едва не поймал Наполеона
По замыслу генерал-фельдмаршала Михаила Кутузова, который со своей армией преследовал бежавшее из-под Москвы французское воинство, Дунайская армия адмирала Павла Чичагова ударом с юга и 1-й пехотный корпус генерала Петра Витгенштейна с севера должны были поймать беглецов вместе с Наполеоном, его маршалами и генералами в западню на берегах белорусской реки Березины. Авангардный отряд генерала Ламберта, в котором служил кавалерийский офицер Иван Деев, захватив 21 ноября 1812 года город Борисов, лишил противника переправы через Березину, чем захлопнул ловушку.
Однако, воспользовавшись промашкой русских военачальников, французы навели мосты через Березину в другом месте и ценой катастрофических потерь вырвались из «котла».
Иван Деев за проявленную отвагу в боях с французами на Березине был награжден орденом Святого Владимира IV степени с бантом.
Он, штабс-ротмистр Александрийского гусарского полка, отличился в «Битве народов» под Лейпцигом в октябре 1813 году и стал кавалером орденов Святой Анны и Святого Георгия IV степени. За дело при преследовании неприятеля до Рейна удостоился ордена от прусского короля и награжден золотой саблей «За храбрость».
В 1828 году подполковник Иван Михайлович Деев был назначен полицмейстером Рыбинска. Оставил эту службу в 1849 году в звании генерал-майора, заслужив репутацию «единственного полицмейстера на Волге, который не брал взяток».
Александр СЫСОЕВ