Звуковым фоном жизни нового художественного руководителя Рыбинского драматического театра Натальи Людсковой всегда был стук колес поезда, репетиционное многоголосие и аплодисменты. Она никогда не стремилась к бытовому благополучию, а вот ощущения от театра, который в ее жизни всегда был с большой буквы, можно сравнить с детским восторгом, который до сих пор так же свеж, как и в начале карьеры.
Наталья за свою профессиональную творческую жизнь успела попробовать себя в роли актрисы театра и кино, режиссера, продюсера. Она умеет чувствовать актеров и точно знает, что готова к большим проектам, способным удивлять и радовать людей. О своей интересной творческой судьбе она рассказала в эксклюзивном интервью «Рыбинской неделе».
Молодой руководитель
Творческие способности Натальи начали проявляться довольно рано. В 16 лет она закончила архангельскую школу с физико-математическим уклоном. Притом что с цифрами у девушки все складывалось более чем удачно, Наталья успевала еще и школьные постановки делать. Ее спектакль «Про Федота-стрельца» по произведению Леонида Филатова имел большой успех.
— Меня нельзя было назвать заядлым любителем театра, конечно, я в детские годы часто посещала спектакли Архангельского областного театра и с большим интересом смотрела постановки, но не могу сказать, что в голове была мысль стать актрисой или режиссером, — пояснила Наталья.
Тем не менее, окончив школу, она все же приняла решение пойти учиться режиссуре в родном Архангельске.
— После второго курса обучения я поехала на практику в город Кулой, там был местный дом культуры, где я организовала театральную студию. Мы ставили сценки, хореографические номера, устраивали выступления КВН, мероприятия с участием молодежи. Вся культурная жизнь вертелась вокруг этого дома культуры. Отдавалась я, конечно, пополной, — вспоминает собеседница.
Не удивительно, что девушке, не смотря на возраст, предложили возглавить этот культурный центр.
Но Наталье предстояло круто повернуть свою жизнь, отправившись сначала в Санкт-Петербург, а затем получать уже актерское образование в Ярославле.
— К нам в город приехал ассистент режиссера Льва Додина с целью набора на актерский курс в ЛГИТМиК, видимо, для дальнейшего участия в спектакле «Братья и сестры» Федора Абрамова. Нас было пять девочек из города Архангельска, которые отправились на третий тур в Питер, но я не прошла конкурс. Возможно, сказался строптивый на тот момент характер, — говорит Наталья.
А дальше были поезд с пунктом прибытия в город Ярославль и учеба в Ярославском театральном институте на курсе Вячеслава Сергеевича Шалимова.
Когда призвание говорит само за себя
Следующим городом, который проверял потенциал Натальи Людсковой, стала Москва, где она живет по сей день. О том, что столица на долгое время станет для нее местом творческой реализации, наша героиня и не думала, как и о других хитросплетениях судьбы.
После окончания актерского факультета Наталья работала во многих столичных театрах, в том числе начинала репетировать в театре на Таганке, работала в театре имени Островского, театре Киноактера, но в роли актрисы ей всегда было тесно.
— Я довольно часто меняла театры, а в послеперестроечный период нужно было как-то выживать. На тот момент не было такого большого количества киностудий, как сейчас, работали «Мосфильм» и «Киностудия имени Горького». Помню, что на «Мосфильме» прошла пробы в телепередачу «Колесо истории». В исторических сценках я переиграла всех императриц. Потом появились и небольшие роли в кино. Тот период был очень насыщенным киносъемками. Но театр никогда не уходил из моей жизни. В то время мы много общались с молодыми драматургами.
Они с мужем получили грант и осуществили постановку пьесы Вадима Леванова «Шар братьев Монгольфье», в котором Наталья сыграла главную роль, была сопродюсером и сорежиссером. Это был первый большой режиссерский опыт. Постановка имела популярность и собрала по-настоящему звездный состав.
Спектакль дал дальнейший толчок к развитию. Наталья поступила на режиссерский факультет ВТУ им. Б. Щукина на курс Леонида Хейфеца, который с успехом закончила.
Режиссер, чувствующий актеров
Наталья Людскова тот режиссер, который способен понять психологию и потребности человека, выбравшего сцену. Она никогда не стремилась подбирать только лучших из лучших, скорее, ей нравится давать людям трамплин для развития и раздувать огонь в тех, в ком, возможно, другие не видят потенциал.
— Я чувствую людей и понимаю, когда, например, молодой актрисе нужно срочно играть, чтобы она приобрела уверенность в себе, почувствовала силу и реализовала свой талант. Очень важно вовремя получить главную роль, чтобы было движение. Также и для возрастных актеров необходимо быть в тонусе, чтобы они понимали, что лучшие годы не позади и их никто не списывает, — пояснила Наталья.
О рыбинских актерах
Наталья не скрывает своих эмоций, когда говорит о труппе РДТ и своем выборе возглавить художественную часть именно рыбинского, а ни какого-то другого театра.
—Мне не раз предлагали должность главного режиссера, но именно Рыбинск стал почти родным городом. Я ставила спектакли в Курске, Брянске, Саранске, Москве, Новочеркасске, но я всегда возвращалась в Рыбинск, когда поступало предложение о новой постановке. Сам город самобытный, театр с огромной историей, созданный в 1825 году. Я смотрела первый спектакль, а это были «Братья Карамазовы», и помню первое впечатление, которое у меня возникло, когда я увидела актеров на сцене: «Какая от них идет мощь, как же я буду с ними справляться. Ощущение, что все они благородных кровей, статные, большие, мощные», — вспоминает Наталья.
Но работа с ними сложилась сразу, прежде всего потому, что актеры всегда готовы к работе с полной самоотдачей. Не зря за плечами уже пять совместных работ, а впереди и шестой спектакль.
О мечтах
С 2013 года, после окончания режиссерского факультета, Наталья Людскова никогда не отдыхала. Заряженность на работу нового худрука РДТ поражает, как и готовность ставить великие произведения.
Ее мечта — «Сон в летнюю ночь» Шекспира. По словам Натальи, она уже готова взяться за это произведение. Удивительно, но сама себя она считает человеком грустным, хотя такого мастера в постановке комедий надо еще поискать. Она способна видеть комические нотки даже в трагических произведениях, например, сейчас, когда идет работа над «Вассой Железновой» Максима Горького.
Нет никаких сомнений, что творческий процесс с приходом нового художественного руководителя в РДТ, приобретет новый масштаб. Сама Наталья, по ее словам, до сих пор готова отдавать всю себя театральным постановкам, при этом она не боится и административной работы. А в тандеме с директором театра Ириной Петровой и артистами труппы они способны подарить искушенному рыбинскому зрителю моменты, когда хочется искренне и от души встать после спектакля и прокричать: «Браво!».
Анна МИТРЯШОВА