Имя Ольги Хитровой, победительницы конкурса «Воспитатель года-2021» теперь знают далеко за пределами родного детского сада № 93, где она работает логопедом. Ее опыт работы с дошколятами в прошлом году признали самым лучшим в России, а Ярославская область получила право принимать у себя конкурс в 2022 году. На нем Ольга выступит в новой для себя роли — члена жюри.
Награда конкурса — изящная жемчужина красуется на столе в небольшом логопедическом кабинете, где Ольга вместе с ребятами каждый день делает новые открытия, и интерес к этому не ослабевает ни на минуту.
В преддверии Дня воспитателя мы поговорили с Ольгой Валентиновной о том, какие «фишечки» есть в ее работе, что делать, если ребенок говорит «не хочу», и как повлияла победа в конкурсе на ее жизнь.
— Вы необычный логопед, применяющий интересные методики. Расскажите, этому учат в педагогических учебных заведениях или это уже практические наработки?
— Педагогические учебные заведения дают студентам необходимые теоретические знания о возрастных особенностях детей, различные технологии, методики работы и многое другое.
На практических занятиях в образовательных организациях студенты уже видят, как это работает, приобретают свой первый опыт общения с ребятами. Все наработки, которые есть у каждого педагога, конечно, строятся на знаниях, полученных в колледже или университете, а дальше начинается уже путь поиска своих уникальных находок.
Однозначно, современные педагоги никогда не стоят на месте, они постоянно повышают свою квалификацию, посещая различные семинары, вебинары, конференции, форумы, мастер-классы и участвуя в профессиональных конкурсах. Именно это помогает личностному и профессиональному росту, без которого просто нельзя в этой профессии. Все это очень помогает делать новые открытия вместе с детьми, разрабатывая «фишечки» в работе.
— В чем, по вашему мнению, залог успешной работы с детьми, особенно в логопедии?
— На мой взгляд, успех зависит от детской заинтересованности. Ребенку должно быть интересно с педагогом, а занятия — увлекать малышей. Коррекционная работа имеет много нюансов, но каждого ребенка надо замотивировать на исправление своей речи. Моя задача — сделать интересным наше взаимодействие, учитывая не только возрастные и индивидуальные особенности ребенка, но и включая в образовательный процесс все то, что нравится детям.
— Расскажите о самой интересной вашей придумке, которая очень нравится детям?
— Хотелось бы рассказать про логоборд — место множества стимулов для активизации речевой деятельности детей. Пространство организовано с помощью различного материала. Дети рисуют на обоях, помадой на зеркале, выкладывают образы и картины из ниток на ниткографе, создают своих героев из клубков, варежек и всего того, что может оказаться в кармане, играют в твистер, взаимодействуют с поп-итом и многое другое. Мы каждый раз вместе придумываем что-то новое в занятиях с логобордом. При этом дети не только развивают свою речь, но и проявляют самостоятельность, инициативность и весь тот потенциал, который в них заложен.
— Изменилась ли ваша жизнь после конкурса «Воспитатель года-2021». Возможно к вам теперь обращаются как к эксперту?
— После конкурса моя жизнь очень изменилась, стала более активна в профессиональном плане. Меня стали часто приглашать на различные конференции, семинары, вебинары, при этом расширилась и география профессионального общения. Я благодарна конкурсу за то, что у меня появилась уникальная возможность пообщаться с коллегами других регионов, познакомиться с их опытом, это очень ценно. В этом году я также участвую во Всероссийском профессиональном конкурсе «Воспитатель года России», который пройдет в Ярославле, но буду уже в статусе члена жюри. Это еще одна возможность для моего личностного и профессионального развития.
— Что предполагает ваш статус советника министра просвещения России на общественных началах? Уже как-то активно поработали в этом амплуа?
— Этот статус предполагает некую консультативную работу, так, например, в декабре все победители профессиональных конкурсов лично встретились с министром просвещения России — Сергеем Кравцовым. На встрече обсуждались предложения по улучшению системы образования. Многие идеи были взяты в работу. Очень важно, что к нашему мнению прислушались, мы же в свою очередь узнали о тех изменениях, которые планировались.
— Удалось ли перенять какой-то интересный опыт с конкурса, который вы внедрили в работу?
Уверена, что у меня и в этом году получится почерпнуть для себя новые идеи педагогов. Тот опыт коллег, который транслируется на конкурсе, очень интересный, уникальный. Многие идеи можно смело брать в работу, лишь несколько их видоизменив под свою деятельность. Самым важным для меня в конкурсе стало профессиональное общение с конкурсантами, их сопровождающими и членами жюри. За столь короткий временной период проходит повышение квалификации, педагоги на практике видят все то, о чем говорят коллеги.
— Что вы можете посоветовать молодым педагогам, которые только начинают работать с детьми?
— Вспоминаю себя в начале профессионального пути, сколько было страхов… А вдруг не получится, а вдруг я не смогу найти контакт с детьми, родителями, коллегами? Самое главное — побороть свой страх и пробовать, рядом всегда есть грамотные коллеги, которые помогут, направят, подскажут. Не бойтесь ошибиться, на ошибках мы многому учимся. Развивайте у себя и у детей позитивное мышление, научитесь по-другому смотреть на трудности. Учитесь новому и включайте это в свою деятельность, акцентируйте внимание на детские интересы, берите их за основу своей работы. Научитесь находить подход к каждому ребенку. У вас обязательно все получится!
Анна Митряшова