КТО ВИНОВАТ В РОСТЕ ЦЕН

Отчего растут цены? Субъективные или объективные факторы влияют на этот процесс? Можно ли с ростом стоимости продуктов питания бороться на государственном уровне? А может, начать снижать цены здесь и сейчас? На эти и другие вопросы нашего корреспондента ответил заместитель генерального директора ТК «Дружба» Алексей СЛАТВИНСКИЙ.

{image0}— Алексей Евгеньевич, цены на муку с 15 по 20 июля увеличились от 34% (на ржаную) до 56% (на пшеничную). Что происходит?
— Инфляционные процессы всегда были, на разные товары они влияют по-разному — одни товары более подвержены инфляции, другие — менее.
— Под влиянием жары, испугавшись засухи, люди кинулись скупать продукты. Не повлиял ли на рост цен ажиотажный спрос?
— Один из классических моментов экономики: повышение спроса в любом случае вызывает рост цен. Вспомним ажиотажный спрос на соль в 2006 году. Тогда вагоны с солью приходили в Рыбинск по прежней цене, но отдельные магазины решили воспользоваться массовым спросом. За ними последовали другие. В результате цены выросли — абсолютно безо всяких объективных причин.
— Сейчас стало модно исследовать причины роста цен в СМИ. Многие из них приходят к выводу: дело в том, что товар проходит большую цепочку посредников, каждый из которых делает свою «накрутку». Говорят, товары переходят из рук в руки десятки, а то и сотни раз…
— Это один из мифов, создаваемых нашими СМИ о торговле. На самом деле крупные сети, какой, например, является ТК «Дружба», давно отошли от работы не только с посредниками, но и с крупными оптовыми предприятиями. Все контракты мы стараемся заключать напрямую с производителями.
— Еще про вас говорят, что вы путаете ценники: на витрине указываете одну стоимость товара, а кассир пробивает другую…
— Это еще один миф. Чтобы его развеять, в нескольких магазинах мы установили специальные приборы для определения цены. Товар надо поднести штрих-кодом к прибору, и он покажет его правильную цену — детям эти приборы очень нравятся.
— Государство пытается противодействовать росту цен. Думаете, это удастся?
— Федеральная антимонопольная служба имеет право вмешаться, когда в течение месяца цена какого-либо товара увеличивается на 30%. В данном случае правительство предприняло более решительные шаги вплоть до запрета вывоза зерна за границу. Хотя эксперты считают, что, несмотря на засуху, урожая этого года достаточно, чтобы удовлетворить потребности страны. Пока цены не опустились, но думаю, что к концу года некоторое снижение произойдет.
Иногда вопрос снижения цен решить невозможно. Есть группа товаров, на которые государство, наоборот, стимулирует увеличение стоимости. Например, акцизы на пиво в течение года увеличились на 200%, в результате цены выросли в среднем процентов на тридцать. Также с января этого года вступил в силу закон о минимальной цене на водку, и тот самый «змий», который до Нового года стоил по 50-60 рублей, стали продавать по 89. Недавно ввели регламент, устанавливающий максимальную цену на сигареты (для каждой марки свою максимальную цену устанавливает производитель и указывает ее на пачке). Рост акцизов на этот товар также приводит к ежегодному удорожанию сигарет.
— Таким образом государство пытается отучить нас от дурных привычек…
— Такую же политику проводят и другие страны. В Европе, например, пачка «ЛМ» стоит в разы дороже.
— Курить и пить пиво, может, и вредно, но что произошло с молоком?
— В декабре 2008 года после вступления в силу регламента на молоко и молочную продукцию (товары из сухого молока стали называть молочной продукцией) крупные производители «Вим-Биль-Данн» и «Данон», ощутив дефицит, пошли в регионы скупать сырье. Результат: закупочные цены на молоко выросли в два раза.
— Если уж зашла речь о Европе, то можно вспомнить, что там годовая инфляция 1%, а во время кризиса цены вообще снижались. У нас же в первой половине года официальный уровень инфляции составил 8%, а цены на продукты выросли на 21%. Почему?
— Во многом потому, что некоторые производители действуют по принципу «все идут — и я иду». Они не задумываются над снижением затрат, хотят получить прибыль здесь и сейчас. Посмотрите, что происходит с ценами на гречу. Это поздняя культура, которую убирают глубокой осенью. Сейчас мы потребляем крупу прошлогоднего урожая. В прошлом году засухи не было. Почему же цены на гречу выросли в несколько раз?
— И почему?
— Потому что производители, придерживая крупу прошлогоднего урожая, создают искусственный дефицит. Другой пример: сейчас имеются все предпосылки, что цены на муку опустятся до 10 рублей за килограмм, однако некоторые пекарни прислали нам уведомления о повышении стоимости своей продукции «в связи с инфляционными процессами». Они перекладывают на плечи потребителя расходы, связанные с дополнительными затратами.
— А на чьи плечи они должны перекладывать затраты?
— На свои. Они должны активно заниматься внедрением энергосберегающих технологий, сокращать расходы на электроэнергию, газ, воду. Мы после таких ультимативных заявлений стараемся найти замену поставщику.
— Таким образом торговая компания «Дружба» поддерживает политику государства в борьбе с ростом цен?
— Мы постоянно ведем политику сдерживания роста цен. Маркетинговая служба разработала «социальную продуктовую корзину», в которую вошел набор продуктов первой необходимости — это молоко, хлеб, яйца, мясо куры, сахарный песок, крупы, макароны. Вне зависимости от внешних — экономических и политических — факторов роста цен на эти товары мы стараемся не допустить.
— Не хотите ли вы сказать, что ради высокой идеи ТК «Дружба» терпит убытки?
Нет, но мы договариваемся не повышать цены с поставщиками. Если договориться трудно, находим альтернативу товару в других регионах. Как фактор сдерживания цен можно рассматривать логистические возможности ТК «Дружба» — имея большие складские площади, мы можем закупить крупную партию продуктов и торговать ими какое-то время, не увеличивая цен. Кроме того, имея большое число магазинов, мы «оперируем» большими объемами товаров, а чем больше объемы, тем ниже цена.
— То есть в «Дружбе» можно купить товары по самой низкой цене в городе?
— Да, в магазинах «Дружба» действительно низкие цены на ряд товаров, т. к. проводится множество акций, действуют постоянные скидки. Но наша основная цель – соотношение цены и качества. Мы за то, чтобы качественный товар можно было приобрести по доступной цене.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 545



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


7 × = шестьдесят три

Описание картинки