Всех обставить, чтобы преуспеть

О том, что мебельный рынок России насытился, крупные производители заговорили еще несколько лет назад. В пользу этого суждения свидетельствовали замедлившиеся темпы роста объемов производства, начавшаяся среди мебельщиков давка, снижающаяся рентабельность бизнеса. Чтобы продать продукцию, теперь все чаще требуется снижать цены, разрабатывать программы лояльности, иногда закрывать глаза на качество продукции. О наличии проблемы перепроизводства говорит и то, что среди акционных товаров встречаются шкафы и комоды, датированные 2006-2010 годами выпуска.

По данным статистики мебельный рынок России представлен 2,5-3 тысячами компаний. Из них полтора десятка с оборотом выше 1 миллиарда рублей в год относятся к крупным, несколько сотен компаний выпускают продукции на сумму от 0,3 до 1 миллиарда рублей в год, остальные считаются небольшими. Рентабельность мебельного производства оценивается по-разному: по данным ассоциации мебельщиков России она составляет 10-12%. Оценки независимых наблюдателей свидетельствуют о том, что рентабельность в отрасли сейчас стала ниже, чем несколько лет назад, когда можно было получить 20-25% на вложенные средства. Другие источники говорят о том, что рубль, вложенный в изготовление мебели по индивидуальным проектам, приносит 130% прибыли, в поточном производстве — 60-80%.

 Свобода выбора

В структуре потребления мебели в Российской Федерации основная доля приходится на корпусную мебель. Торговые залы мебельных магазинов заполнены шкафами, гостиными, спальными и кухонными гарнитурами «под завязку». Однако обилие в торговых точках разнообразнейшей мебели не удовлетворяет в полной мере спрос покупателей. И всегда находятся те потребители, которые согласны терпеть неудобства, связанные с хлопотами по оформлению индивидуального заказа, рисковать, выбирая производителя, терпеливо ждать изготовления мебели.

Стремление наиболее эффективно использовать каждый кубический сантиметр пространства, субъективное представление о красоте интерьера, желание найти оптимальный по цене, внешнему виду и функционалу вариант побуждают людей задуматься об изготовлении корпусной мебели на заказ. Спрос на кухни, выполненные по индивидуальным проектам, прихожие, шкафы-купе, кроватные системы, барные стойки, мебель для кафе и офисов со стороны заказчиков остается неизменным. Востребованность мебели, выполненной по индивидуальному заказу, и представление о простоте и доступности этого бизнеса делают его привлекательным для предпринимателей: ателье по изготовлению мебели встречаются на каждом шагу, отделы «Мебель на заказ» работают во многих торговых центрах, объявлениями на эту тему пестрят газеты.

— Поставщик фурнитуры и материалов для изготовления мебели — компания «Миф» — в Рыбинск возит больше товаров, чем в Костромскую и Вологодскую области вместе. Даже не областной центр, Рыбинск проглатывает большие объемы, — рассказывает предприниматель Владимир Шутов, занимающийся изготовлением мебели и столярных изделий по индивидуальным проектам более четверти века. — Клиент сейчас грамотный, многие берут за основу примеры из интернета, конструктору остается только доработать проект с учетом реального пространства. Люди не хотят убогого, времена, когда все были скованы одной цепью, прошли навсегда.

mebel

Тенденция последнего времени — из товара долгосрочного пользования мебель превращается в предмет, спрос на который определяется течениями моды. Это в первую очередь сказывается на частоте приобретения кухонной мебели, которая имеет особое значение в предпочтениях покупателей. Дополнительным фактором сохранения спроса на индивидуальную мебель становится увеличение объемов жилищного строительства. Приобретая новую квартиру, люди в первую очередь обставляют новой мебелью кухню и прихожую.

 Конкуренты

Собирать щитовую мебель Владимир начал в перестроечные времена, когда основным поставщиком сырья для нее была некондиция городской мебельной фабрики. Во времена дефицита и потребительской неискушенности бизнес начинали, имея только умелые руки и голову, а хорошими инструментами, станками и производственными площадями обрастали позже, вкладывая в бизнес каждую свободную копейку. С развитием торговли и появлением в свободной продаже ламинированной древесно-стружечной плиты стали плодиться многочисленные конкуренты. Изготовить шкаф или тумбочку без «наворотов» сегодня стало простым делом, весь процесс напоминает сборку конструктора. Если есть компьютер, принтер, ручная дрель, отвертки, молоток да представление о том, как собрать мебельные щиты, то и производство можно не открывать: компьютерные программы для моделирования есть в интернете, распиловку ДСП делают на каждом более-менее укомплектованном производстве, фасады, столешницы и фурнитуру можно заказать или просто купить в магазине.

— В изготовлении корпусной мебели ничего сверхъестественного нет, люди с головой могли ее делать и тогда, и сейчас делают. Многие работают в гаражах: дают объявление, заказывают распил ламината на производстве, отверстия сверлят прямо у заказчика в квартире. Такой производитель одну кухню сделал и на заработанное живет месяц. У него нет заботы о документах, нет и ответственности. Мы так не можем: у нас бухгалтер, охрана, коммуналка, налоги. 40-50 тысяч в месяц уходит только на это, — рассказывает предприниматель Шутов.

Вместе с неудобствами работа «по-белому» имеет и свои плюсы в виде крупных заказов и постоянных партнеров. Среди заказчиков Владимира Шутова есть столичные образовательные учреждения, крупные торговые центры. Но, анализируя накопленный опыт, предприниматель не торопится наращивать ни численность работников, ни объемы выпускаемой продукции. Несмотря на легальное положение производства и большую клиентскую базу, количество заказов год от года колеблется. На нее, кроме конкурентной борьбы, влияют самые разные факторы. Сейчас, например, и жизнь дорожает, и рубль падает, а заказов только больше: клиенты стремятся вложить средства в мебель, уберечь деньги от обесценивания. Чтобы сохранить устойчивость своего предприятия, предприниматель работает в разных направлениях и, кроме корпусной мебели, берет заказы на столярку — лестницы, стулья, обеденные группы из массива дерева. В этом секторе мебельного производства конкуренция куда меньше и, следовательно, есть относительная свобода в ценообразовании.

В соперничестве с большинством «гаражников» не идет речь о сложности проектов и уровне выполнения технологических операций: у производств, даже небольших, здесь есть заметная фора. А вот с равными приходится бороться в части новых технологий, оптимизируя работу, снижая издержки на производство и логистику, совершенствовать сервис. В борьбе за заказчика выигрывает тот производитель, который при подходящем соотношении цены и качества сможет максимально выполнить все пожелания клиента.

 На своем опыте

Работать с мебелью Алексей Мухин начал еще будучи школьником. За два года подработок попробовал себя на всех операциях: от разборки старой мебели до раскроя мебельных щитов. Потом поступил в институт, где отучился лишь два года — совмещать учебу и работу стало невозможным, пришлось бросить институт и начать всерьез заниматься мебелью. Так в 18 лет Алексей стал предпринимателем: снял 36 квадратов мастерской, поставил один станок и, как тот самый «гаражник», начал собирать собственную мебель. Через год бизнес стал семейным: к работе подключились брат, сестра с мужем, тесть. С ростом объема заказов росло и производство: сейчас оно располагается на 350 квадратных метрах, оснащено современными производительными станками и обеспечивает работой 22 человека.

Алексей затрудняется ответить, какой из этапов работы при выполнении индивидуальных заказов наиболее важен: активные менеджеры обеспечивают предприятие заказами и продумывают логистику, дизайнер-конструктор, интересующийся мебельными тенденциями, умеет внушить оптимизм заказчикам, технологичное продуманное производство обеспечивает качество и ритмичность производства. Большую роль в успехе предприятия, выполняющего индивидуальные заказы, играет система взаимоотношений с клиентами. Фирмы, которые не делят заказы на крупные и мелкие, удобные и неудобные, престижные и обычные, быстро нарабатывают себе широкую и преданную клиентуру. Бонусы и сервисные услуги вроде замены фасадов и столешниц также способны удержать клиента в числе постоянных заказчиков. Огромную роль в успехе предприятия играют адекватная ценовая политика  и профессионализм менеджеров.

— Хорошим показателем работы менеджера является количество несостоявшихся заказов, — считает предприниматель Мухин. — Профессионал всегда предложит клиенту различные варианты внутренней комплектации, отрегулирует стоимость заказа за счет фурнитуры.

На стадии приема заказа очень важно правильно оценивать границы собственной компетенции и знать свойства предлагаемых материалов. Так, мебельщики не берутся за подключение бытовой кухонной техники, газового оборудования, электричества, водопровода, а в неотапливаемое помещение никогда не поставят фасады из натуральной древесины.  Прежде чем браться за изготовление кровати-трансформера, тщательно оценивают ровность стен и полов в квартире заказчика.

mebel

 В ногу с наукой

Несколько лет назад Алексей прошел обучение по программе бережливого производства и с тех пор внедряет полученные знания  в дело: теперь в цехе не допускают перепроизводства, все технологические операции выполняются с одинаковой скоростью. Так как временной разрыв между операциями минимален, то заметно сократился процент брака. За каждым рабочим местом закреплен ответственный, своевременное обслуживание станков и рабочих механизмов помогает избегать поломок и простоев оборудования. После того, как на предприятии синхронизировали все технологические операции, появилась возможность и отгрузку готовой продукции выполнять по четкому графику. Теперь она не застаивается в цехе, занимая полезные площади.

— Два-три года назад у нас изменилась складская политика: если раньше мы работали по принципу «заказ принял — фурнитуру купил», то теперь держим на складе запас фурнитуры на полгода вперед. Такой же принцип действует в отношении популярных цветов ламината и кромочных материалов. Это ускоряет сроки выполнения заказов, избавляет от простоев, в некоторой степени смягчает влияние кризиса. Комплекс всех внедренных мероприятий позволяет говорить о серьезном снижении производственных издержек, повышении рентабельности.

Среди трудностей бизнеса Алексей Мухин называет отсутствие квалифицированных кадров. Эта тенденция касается практически всех рабочих специальностей в промышленности. У мебельщиков она осложняется еще и тем, что ближайшее профильное учебное заведение находится в Костроме, и его выпускники в Рыбинске оказываются редко. Наставничество, когда знания и умения в ремесле передаются от мастера к подмастерью, Алексей считает неплохим выходом из кадрового дефицита.

 Прогнозы

Эксперты-экономисты предполагают, что в будущем российский мебельный рынок ждет окончательная консолидация: федеральные производители поглотят региональных, а мелкие мебельные компании со штатом до 30 человек вольются в более мощные.

Но мебельные гиганты не всегда могут соответствовать потребностям рынка, они существенно ограничены возможностями своего оборудования. Из-за удаленности от потребителя часто не могут отследить действительные потребности покупателя. В этом случае вперед выступают производители  мебели по индивидуальным проектам. Специалисты по прогнозированию считают, что вопрос выживания для них будет зависеть от использования новых технологий, информированности о современных материалах, модных тенденциях и гибкой системы работы с индивидуальными заказами. Время легких денег на мебельном рынке закончилось, успех ждет целеустремленных, оборотистых, думающих.

 

Надежда Лазарева

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

просмотров: 2 024



ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Ваш комментарий будет первым!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Войти с помощью: 


шесть − = 1

Описание картинки