Домой История ГЕНЕРИРОВАВШИЙ ЭНЕРГИЮ, КАК СОЛНЦЕ

ГЕНЕРИРОВАВШИЙ ЭНЕРГИЮ, КАК СОЛНЦЕ

0
2
Лучшие самолеты своего времени: пассажирский ИЛ-62м, Ту-154м, транспортный ИЛ–76 – все с рыбинскими двигателями

Когда я вспоминаю Павла Федоровича Дерунова, то невольно в первую очередь сравниваю его трудовую энергию с животворящей энергией солнца. Иначе не представить его воздействие на все сферы жизни.
В Дерунове сконцентрировались лучшие черты нашего национального характера. Твердость и непоколебимость — от маршала Жукова, технический талант и широкие организаторские способности — от гениального конструктора ракет Сергея Королева, к тому же подкупающая интеллигентность — от легендарного актера Николая Черкасова, который в известном фильме произносит сакраментальную реплику, по сути деятельности близкую Дерунову: «Все остается людям…» Затрудняюсь, однако, определить, от кого у Дерунова такая личностная кипуче-солнечная энергетика? Вероятно, от всего русского народа, от былинных богатырей.
Помнится, в популярной центральной газете «Труд» рыбинский журналист Маргарита Серова в очерке о Павле Федоровиче в заглавие вынесла такие слова: «Весь город Дерунов взбудоражил…» Это так было, воистину так! По-былинному поднял, воспламенил он тогда энергию масс.

Как я попал в команду Дерунова

Встретился я как–то с Островским на территории завода. Главный инженер дизельного производства, хороший специалист Михаил Львович Островский преградил мне путь и, милейше улыбнувшись, спросил: «Что вы там написали в областной газете? Генеральный директор рекомендовал прочитать…» Я пожал плечами и назвал, за какое число вышел в свет номер этой газеты.
А через несколько недель в директорской столовой Павел Федорович красноречивым жестом указал мне на стул и пригласил отобедать за его столом. Я опешил и подумал, что получу кучу тумаков. Но разговор пошел в деловом русле. Меня, тогда корреспондента заводской газеты, он спросил о размере зарплаты, а потом — о гонораре за публикации в областных и центральных изданиях. Я честно, без обиняков на все вопросы ответил. И вдруг неожиданно он предложил перейти работать в аппарат директора. В то время я еще заочно учился на редакционно-издательском факультете и самокритично подумал: «Не потяну! Да просто сил не хватит». Но был удивлен, как напористо убеждали меня. И кончилось все тем, что на моем заявлении о добровольном переходе не начальник отдела кадров, а сам Павел Федорович своей размашистой визой начертал: «Перевести из редакции на завод с сохранением стажа и всех преимуществ и льгот».


Управленец с большой буквы

3
Перед самым выступлением генеральный директор вносит своей рукой дополнения и коррективы в доклад о развитии объединения

Павел Федорович, засучив рукава, энергично взялся за создание первого в стране авиационного научно-производственного объединения. Весь свой талант, без сомнения, Дерунов в те годы отдал образованному объединению, его становлению, развитию, а потом и славе. В кабинете генерального директора на стене висела географическая карта земного шара. На ней штрихами были очерчены маршруты регулярных рейсов самолетов «Аэрофлота» с рыбинскими двигателями. Полеты осуществлялись в 80 стран. Всего гражданская авиация оснащалась рыбинскими двигателями на 50%, а транспортная – на 60%.
На протяжении многих лет Павел Федорович выверено, с глубоко научным подходом оптимизировал структуру предприятия. Постепенно в его составе органично возникали крупные звенья и, дополняя друг друга, синхронно взаимодействуя, влияли на конечный результат хозяйствования – рост ежегодных объемов производства от 7 до 10%. Это – авиационный, инструментальный, дизельный заводы. Наряду с традиционными техническими службами металлургов, конструкторов, технологов возникли новые – экспериментальный цех, цех штамповки взрывом, гибкие автоматизированные производства. Наконец, одним из первых в стране Дерунов создал условия для социологических и психологических исследований в цехах и отделах.

Прежде всего – кадры!

4
4) Легендарный моторист–испытатель Герман Васильевич Широков, которого хорошо знал и уважал П.Ф. Дерунов, выступает на Ташкентском авиационном заводе

Мне рассказывал ветеран предприятия, бывший опытный начальник цеха Валерий Иванович Плужников: «Задумал уйти работать на соседний завод. Павел Федорович стал меня уговаривать остаться. Но я уж настроился!» Тогда генеральный директор пригласил жену начальника цеха. Почти два часа беседовал с ней, просил повлиять на супруга. Жена потом месяц не разговаривала со строптивым мужем: замечательный директор, одно удовольствие работать под началом такого руководителя!
Этот эпизод, пожалуй, исключительный. Но Павел Федорович считал наиважнейшей работу с кадрами, к ним относился очень бережно, внимательно. Всех начальников цехов, специалистов, мастеров, многих рабочих хорошо знал, растил и воспитывал их.
На предприятии эффективно действовала система подготовки и переподготовки кадров. Ключевую роль играл отдел технического обучения. Он координировал многоплановую работу и прямо при заводе организовал учебные курсы с привлечением практиков и ученых авиационного института.
Но, говоря народным языком, танец начинался от печки. Особое внимание уделялось мастерскому составу. Их, мастеров, так и называли по-военному – командиры производства. Лучшим присваивали звания «Мастер первого класса» и «Заслуженный мастер» и давали соответствующие надбавки к зарплате.
Но самое главное – на завод привлекались лучшие молодые таланты со всей страны. В ведущие вузы выезжали заводские кадровики. Под руководством Виктора Касаткина сняли документальный фильм «Мой завод – моя жизнь», и эта выразительная лента привлекла сотни выпускников престижных авиационных московского, казанского, куйбышевского, брянского политехнического вузов. Молодые специалисты приобретали опыт и росли с заводом.
Пройдя производственную школу Дерунова, появились яркие личности – начальники цехов Г.А. Муллин, А.И. Андреев, Е.Г. Щепетильников, В.И. Плужников, Л.Н. Филиппов, Н.И. Лестеньков, Б.А. Серов и многие другие. Из деруновской кадровой кузницы вышли рыбинские и ярославские директора Б. Федосов, А. Добрынин, руководители министерства авиационной промышленности СССР Валентин Толоконников и Гарольд Бабошин.


И «Бураны» травушку косили…

Некоузский, крайне глинисто–болотистый район, был многие годы подшефным у рыбинских моторостроителей. Последние мощно помогали селянам готовиться к посевной, сеять, строить фермы, убирать урожай, заготавливать корма для животноводства.
Тот год выдался таким дождливым, что по лугам Некоуза впору было, как в Венеции, лишь на экзотических судах справляться. А как заготавливать корма для буренок? Просто руки опускались.
Мысль возникла неожиданно: Павел Федорович дал указание главному конструктору снегоходов Валентину Андрееву провести технические решения по укреплению траков и гусениц снегоходов «Буран» и эти модернизированные машины использовать на травокосилках в заболоченных местах. Так «Бураны» помогли пережить селянам непогоду, заготовить корма. А об этом опыте сообщила центральная газета «Сельская жизнь».

История уникального автографа

5
Уникальный автограф министра авиационной промышленности А.И. Шахурина семье Деруновых

В Москве по случаю я прикупил только что вышедшее в свет легендарное издание генерала–полковника, инженера, в 1941-1946 годах министра авиационной промышленности Александра Шахурина «Крылья победы». В хорошо иллюстрированной книге рассказывалось, как наша страна сумела в неимоверно тяжелое военное лихолетье поднять авиационную отрасль и создать лучшие боевые самолеты в мире.
И, надо же случиться, при очередной деловой аудиенции Павел Федорович своим зорким взглядом увидел эту книгу в моей папке. Минут десять–пятнадцать он задумчиво перелистывал ее страницы, внимательно рассматривая фотографии, медленно говорил: «Время уходит… Люлька, Туполев, Илюшин…», а потом попросил у меня эту книжку почитать. Я сокрушенно подумал: «Уплыла с концами книга из моей домашней библиотеки». Но через две недели мне телефонирует секретарь Павла Федоровича и вручает книгу с приколотой бумажкой: «Вернуть Тихомирову» и подпись: «Дерунов».
А еще через год или более я узнал, что Шахурина и Дерунова и его семью связывали тесные и теплые отношения. Когда Шахурин печатал фрагменты своих мемуаров в журнале «Вопросы истории», он с личным автографом подарил его семье Деруновых.

Урок демократии

В приемной генерального неожиданный шум и гвалт. Несколько человек в засаленных фуфайках рвутся в кабинет. Холеные, вальяжно сидящие здесь начальники, некоторые из них кричат: «Куда вы, шоферюги?!» Я только что вошел в кабинет Дерунова, вижу, как он стремительно вышел и сразу же пригласил людей к себе. Они растерянно встали у длинного стола, покрытого зеленой тканью. Директор пригласил их сесть, попросил успокоиться.
Оказывается, водителям транспортного цеха нормировщики сбили расценки. И правду водители нигде не могут найти. Павел Федорович взял лист чистой бумаги и тут же начал вести расчеты, внимательно выслушивая доводы рабочих, а потом вызвал начальника отдела труда и зарплаты завода Николая Ивановича Швалева и передал ему свои расчеты: «За обман народа будет наказание. Все деньги вернуть сполна».

«Шахматы – они вождям полезны…»

Редакция центральной газеты «Красная звезда» попросила подготовить статью о военно- патриотическом воспитании молодежи в коллективе рыбинских моторостроителей. Заводской фотограф Виктор Разумов исполнил отличные снимки, я написал почти на целую газетную полосу текст. Было решено, что материал отправим не почтой, а я съежу в командировку в Москву, чтобы на месте все твердо согласовать.
Перед отъездом Павел Федорович попросил зайти к нему в кабинет. Характерно подкашлянув, он обратился с необычной, деликатной просьбой. Оказалось, часть своего свободного времени он увлеченно играл в шахматы. И как активный читатель «Красной звезды», участвовал в редакционном конкурсе, решал шахматные задачи. И вот досадная неувязка — по итогам конкурса ему редакция прислала удостоверение, подтверждающее второй разряд, а Павел Федорович выполнил норматив первого разряда. Вручая мне этот ошибочный документ, Дерунов попросил разобраться и заменить его.
Согласовав в редакции статью, я обратился с просьбой генерального директора. Конкурс на страницах газеты вел знаменитый гроссмейстер Рошаль. Быстро подняв все присланные в редакцию материалы, он признал ошибку, извинился и попросил вручить от его имени новое удостоверение Дерунову, что я по приезду в Рыбинск с удовольствием и сделал.

6
Павел Федорович любил прогуливаться по родному городу, который, в сущности, он и построил

Нетленна народная память

30 июня 2001 года на 86-м году жизни перестало биться сердце Павла Федоровича Дерунова. Тогда в одной из газет я написал статью и сделал упор на то, что он оставил после себя землякам – огромные жилищные массивы, стадион «Сатурн», бассейн, Дворец спорта «Полет», Дом книги, санатории «Черная речка» и Воровского, больницы – стационары. А сколько не успел!
В те скорбные для рыбинцев дни одна простая труженица со слезами на глазах точно и афористично, я бы заметил, по-народному мудро высказалась: «Дерунов для Рыбинска, как Петр Первый для России». В этом – нетленная народная память…
Когда я думаю о Дерунове, то вновь и вновь представляю его высокого, подтянутого, красивого, энергично идущего по длинному коридору заводоуправления в свой скромный рабочий кабинет. И вот, окинув окружающих в приемной проницательным взглядом, он приветливо скажет: «Здравствуйте!»

 
Фото из личного архива Валерия Тихомирова

Предыдущая статьяК ветеранам особое отношение
Следующая статьяПровалились под лед

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.