3 марта на совещании в Рыбинске директор регионального департамента транспорта Олег Круглов бодро отрапортовал об успехах объединения семи пассажирских автотранспортных предприятий в одно на основе «Ярославского АТП». А на следующий день он был задержан сотрудниками УФСБ по Ярославской области по подозрению в мошенничестве в особо крупных размерах. Коррупционный скандал стал скорее закономерностью, чем случайностью, так как в прошлом году автоперевозчиков сгоняли в один «колхоз» со скандалом, ломая непокорных через колено.
Все просто офигенно
Олег Круглов перед тружениками рыбинского филиала Ярославского АТП держался гоголем: «Новое предприятие приступило к работе с 1 января 2016 года. Реорганизация прошла успешно, в плановом порядке. Выросла прибыль, сохранились рабочие места для специалистов, увеличились зарплаты водителей, обновился кадровый состав. Потенциал предприятия будет использован максимально, у него хорошие перспективы. Вся необходимая поддержка со стороны власти будет оказана, так как это государственное предприятие, осуществляющее социально значимые перевозки».
Далее следовало, что за первые два месяца работы доход объединенного автопредприятия превысил 54 миллиона рублей, средняя зарплата водителей составила более 29 тысяч рублей, удалось купить четыре новых автобуса, идет работа по запуску новых маршрутов.
А как на самом деле? Это я попытался выведать у водителей ПАТП-3 на привокзальной площади. Отсюда уходят в рейсы автобусы 5 междугородних и 18 пригородных маршрутов.
Услышав про среднюю зарплату в 29 тысяч 600 рублей, они удивились:
– Кто вам такое сказал?
– Круглов. Он недавно проводил в Рыбинске совещание.
– Ах, Круглов. Этот может…
По словам водителей, которые просили сохранить инкогнито, зарплата у них не выросла. Хуже того – как раз после 1 января, когда они начали работать в составе «Ярославского АТП», зарплату им стали задерживать. Мужчинам хотелось поздравить женщин с 8 Марта, а за февраль аванс на автопредприятии не выплатили.
Как я ни старался, разговор по душам не клеился.
– В прошлом году наговорились. Не помните разве? Вы, журналисты, приходили к нам в ПАТП, писали, снимали. А что толку!
Когда на автопредприятии узнали, что Круглова сняли с поста директора департамента транспорта, то не удивились: «Туда ему и дорога. Вот бы заодно погнали Бирюкова и Крупина. Задолбали нас ярославские чинуши».
Железной рукой загоняли в счастливую жизнь
Олег Круглов промелькнул перед рыбинскими автотранспортниками как мимолетное видение. В истории с объединением пассажирских АТП региона у него вообще странная роль. 1 ноября 2015 года Олег Александрович возглавил областной департамент транспорта, учрежденный путем слияния агентства транспорта и департамента дорожного хозяйства, а 5 марта 2016 года должно было стать его последним рабочим днем, поскольку с ним не продлили контракт. Выходит, калифом на час он приезжал в Рыбинск с бравурным отчетом о первых двух месяцах работы объединенного Ярославского АТП.
Закоперщиком реорганизации в региональной системе пассажирских автоперевозок стал заместитель председателя правительства Ярославской области Михаил Крупин. Властью, данной ему областным премьером Александром Князьковым, он железной рукой загонял автотранспортников к счастью.
Объединение семи ПАТП в одно на базе ГП «Ярославское АТП» проводилось под лозунгом оптимизации их деятельности с целью повышения рентабельности пассажирских перевозок. Препятствием на этом пути стало рыбинское ПАТП-З – одно из крупнейших и успешных пассажирских АТП региона с почти 25-летним опытом деятельности. Рыбинцы не видели прока от объединения с автопредприятиями-аутсайдерами, с которыми нужно было делиться прибылью.
Сначала Михаил Крупин пытался убедить строптивых по-хорошему. В начале июня прошлого года он и руководитель агентства транспорта Евгений Ильичев на общем собрании агитировали коллектив:
– Правительство области заинтересовано в сохранении государственного сектора пассажирских перевозок и расширении его за счет участия и побед в конкурсах. В бизнесе крупные игроки имеют больше возможностей, небольшим сложно участвовать в рыночных отношениях и брать крупные заказы.
26 июня в Ярославской областной Думе прошло заседание комитета по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству. Директор рыбинского ПАТП3 Сергей Соколов и руководитель Шестихинского АТП Андрей Кокшай выступили на заседании комитета с развернутой критикой концепции реорганизации пассажирских АТП. В итоге предложенная правительством концепция одобрения не получила.
3 июля после заседания думского комитета по экономической политике, инвестициям и предпринимательству этот документ также был отправлен на доработку.
В правительстве Ярославской области на мнение депутатов отреагировали так: «Слияние автотранспортных предприятий – это прерогатива учредителя, у него есть все права, чтобы принимать управленческие решения, которые он считает необходимыми».
Не по вкусу пряник – отведайте кнута
8 июля 2015 года директор ПАТП-3 Сергей Соколов получил приказ о прекращении трудовых отношений. Договор с руководителем государственного предприятия был расторгнут в связи с решением собственника – областного агентства транспорта. Надо полагать, это и было «необходимое управленческое решение». Исполнять обязанности директора стал Олег Бирюков – ныне генеральный директор «Ярославского АТП».
Рыбинские автотранспортники дали понять областным чиновникам: мы не рабы. И объявили готовность к забастовке:
«С 22 июля 2015 года и до выполнения требований, выставленных правительству Ярославской области в части отмены объединения государственных транспортных предприятий Ярославской области и восстановлении в должности директора рыбинского ПАТП-3 Соколова Сергея Ивановича, автобусами ПАТП будут выполняться только первые и последние рейсы по всем маршрутам, обслуживаемым данным предприятием».
Правительство Ярославской области предприняло контрмеры по предупреждению акции протеста работников рыбинского ПАТП-3. Союзником чиновников в решении спора стала прокуратура Рыбинска.
– Мы сумели коллегиально решить вопрос: забастовки не будет, пассажиры не пострадают, – отчитался Михаил Крупин. – Изначально требования, выдвинутые коллективом ПАТП-З, не касались трудовых споров, коллектив был введен в заблуждение. Реорганизация не повлечет никаких последствий для работников. Из-за непонимания процесса объединения было дискредитировано само понятие забастовки как крайней меры. Трудового спора нет, а вопросы, поставленные несколькими сотрудниками, – это вопросы, не касающиеся трудовых отношений. Объявление забастовки согласно трудовому законодательству разрешается только в трех случаях: это задержка выплаты заработной платы, невыполнение индексации в соответствии с трудовым соглашением и массовые сокращения. Ни одной из перечисленных ситуаций в рыбинском ПАТП-3 нет…
Михаил Львович лукавил. Безусловно, коллектив переживал за Сергея Соколова, который с 2008 года возглавлял ПАТП-3 и сделал его успешным автопредприятием. Закупались новые автобусы, весь автопарк ПАТП-3 соответствовал требованиям по комфорту и экологии стандарту «Евро-3». Но бастовать готовились по сугубо экономическим причинам, не желая делиться прибылью с аутсайдерами.
Рыбинский городской суд решением от 28 августа 2015 года признал увольнение директора незаконным и постановил восстановить его в прежней должности. Как, вы думаете, поступили областные чиновники? В объединенной структуре Ярославского АТП для него места не нашлось.
Объединение семи ПАТП в одно ради успешной конкуренции на рынке пассажирских перевозок автотранспортом – еще один миф от Крупина. Действительно, на протяжении нескольких лет рыбинское ПАТП-3 вынуждено было конкурировать с рыбинским ПАТП-1, организовавшим доставку пассажиров до Ярославля комфортабельными автобусами-экспрессами «500т», где стоимость проезда была ниже, чем в рейсовых автобусах, а график движения более удобный для пассажиров – отправление каждые полчаса. В 2013 году в конкурсе, организованном агентством транспорта Ярославской области на предоставление услуг в этой сфере, победили два автотранспортных предприятия: ОАО «ПАТП №1» города Рыбинска и ОАО «Ярославское ПАТП-3». Сейчас рейсовые автобусы и автобусы-экспрессы 500-го маршрута находятся в системе объединенного Ярославского АТП.
Сегодня в рыбинском филиале «Ярославского АТП» нет накала прошлогодних страстей. Но нет там и радости от объединения. Бодрые отчеты ярославских чиновников о повышении уровня зарплаты водители рыбинского автопредприятия называют бредом. Было бы хорошо, если бы в прежнем размере она выплачивалась вовремя.
Александр СЫСОЕВ
Да и зарплату только часть обещают, и склад запчастей опустел. Вообще убили все за 2 месяца, а строили 7 лет
зарплату не только не повысили но и стали задерживать.одно вранье только. повышение зарплаты составило с 35 рублей в час до 55 рублей в час.зарплата в заволжском атп от 13 до 29 тысяч средняя 19 тысяч а не 29тыс………29 тысяч заработать можно если месяц отработать без кондуктора и получить за кондуктора примерно 6 тыс