Итак, в выделении средств на реставрацию в нынешнем году храма Богоявления-на-Острову в Хопылеве, в котором в 1745 году был крещен великий русский флотоводец Федор Ушаков, Москва, кажется, окончательно отказала. Отказала, несмотря на то, что работы столичных реставраторов в прошлом году не были завершены, и особую тревогу вызывает состояние полуобрушенной кирпичной кладки церковной галереи, а также барабанов и куполов глав.
И все же впервые за многие годы в 2015-м было сделано очень многое. На храме впервые появилась прочная крыша, исчезли угрожающие вертикальные трещины, была произведена качественная вычинка кирпичной кладки верхних частей стен. Теперь с уверенностью можно сказать, что угроза обрушения здания устранена, и несчастливая судьба его старшего брата – храма в Александровой пустыни – ему уже не грозит. Напомним читателям, что после коллективного обращения летом 2014 года рыбинских краеведов, членов совета городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) к президенту, патриарху, губернатору и депутату Государственной Думы России Анатолию Грешневикову по поводу судьбы нашего храма ситуация изменилась к лучшему. Изменилась, несмотря на непредставление в установленные сроки финансовой заявки от Департамента культуры области в Минкульт России. В порядке исключения 8 миллионов на первоочередные работы в Хопылеве были все-таки выделены. Выделены впервые за многие годы. Как следует из множества ответных писем, пришедших тогда в ВООПИиК, ярославские чиновники, конечно же, после получения соответствующих «прямых указаний», чуть ли не задним числом аварийно отправили заявку на финансирование в Москву, где ее уже, надо сказать, и не ждали. Но в итоге — получилось.
К бюрократической суете тогда были сразу же подключены многие, и каждый из многих теперь достоин благодарности, однако сама-то инициатива все равно оставалась за ВООПИиК. Об этом сейчас редко кто вспоминает, но, как справедливо заметил Президент на декабрьском совещании по культуре, именно общественность первой всегда начинает бить тревогу по поводу состояния памятников нашего Отечества.
В связи с этим следует сказать вот о чем. Никем ранее не запланированный успех выделения федеральных денег на памятник, затерянный в рыбинских лесах, долго еще потом не давал покоя чиновникам разного пошиба. На Всемирном русском народном соборе, состоявшемся в прошлом году в Первопрестольной, молодой председатель Общественной палаты Ярославской области Александр Грибов в своем интервью на всю страну заявил, что, мол, «мы восстанавливаем сейчас храм в Хопылеве», и в стадии рассмотрения в Министерстве культуры находится следующая заявка на 100 (!) миллионов рублей. Увы, куда там. Как уже говорилось, не дали. Но выступление печально запомнилось. Тем более в предвыборный год. А в феврале уже этого года на краеведческой конференции, проходившей в Рыбинском музее, один из бывших рыбинских чиновников, ныне достигший пенсионного возраста, эффектно заявил о собственных успехах в недавнем возрождении Хопылева. Пафосу выступления были тогда удивлены многие. Странное дело! Много лет никто и не вспоминал о бедах хопылевского храма, а как только были выделены первые миллионы, выступления ряда известных лиц посыпались как из рога изобилия. Рог, впрочем, чудесно иссяк, как только стало известно об отказе Москвы финансировать следующий этап реставрационных работ в текущем году. У общественно значимых успехов, как известно, множество «авторов», у неудач – ни одного.
Но довольно о саморекламе живых. Послушаем голос ушедших. В недавно
опубликованном письме депутату Грешневикову покойного краеведа Евгения Петровича Балагурова, награжденного знаком отличия «За заслуги перед городом Рыбинском», последний благодарил адресата за постоянное внимание к хопылевскому храму, а также за поддержку Рыбинского ВООПИиКа и его председателя Евгения Розова в связи с инициативой возобновления в 2015 году финансирования работ на хопылевском храме Богоявления-на-Острову. Это последнее письмо Балагурова можно по существу считать завещанием выдающегося нашего общественного деятеля и краеведа.
Пока же наш прославленный храм продолжает ждать, когда благодарная к подвигам святого воина Федора Ушакова Россия вновь вспомнит о нем и, почти равнодушная к своим самым разным сегодняшним многомиллиардным тратам, найдет хоть толику средств на продолжение его восстановления!
Иван ТЕПЛОВ